Старость-как один из этапов жизни

СТАРОСТЬ, СТАРЕНИЕ И ЭМПАТИЯ. ЗАНЯТИЕ 1 ДЛЯ ДЕТЕЙ

Занятие №1

Для детей

Для проведения понадобятся

  • Техника для воспроизведения видео (ноутбук/интерактивная панель/проектор);
  • Симуляция возраста: солнцезащитные очки/очки толстые упаковочные веревки/бинты, садовые перчатки, лист бумаги, карандаш, наушники с шумоизоляцией;
  • Карточки для выполнения группового задания.

План занятия

  1. Анонс темы курса и занятия. 15 минут*. Этапы взросления и старение как один из этапов.
  2. Видео. 5 минут*. «Старики как дети»
  3. Обсуждение темы. 5 минут*. Возраст человека. Старость как очередной этап.
  4. Практические упражнения для закрепления информации. 10 минут*. Имитация возраста. Групповое обсуждение: как определить, что необходима помощь, и что можно сделать. Инсценировка сцен из жизни по заданной теме.
  5. Анонс проектного домашнего задания. 5 минут*. Отображение этапов взросления любым из предложенных способов: коллаж/презентация/картина/танец/песня.

*по желанию учителя возможно сокращение или увеличение времени, затрачиваемого на каждый пункт, в зависимости от особенностей учащихся.

Анонс темы курса и занятия

15 минут
Этапы взросления и старение как один из этапов

Учитель приветствует учеников на первом занятии курса, посвященному теме взросления и старения.

Ученикам предлагается просмотреть видео о курсе.
Учитель предлагает посмотреть видео о старении и перейти к обсуждению просмотренных материалов.

Видео

5 минут
«Старики как дети» https://m.youtube.com/watch?v=LIRnP77Q--M
«Эксперимент о старении» https://yadi.sk/d/OoDrC2gltCOe0Q/1.mp4

Обсуждение темы

5 минут
Возраст человека
Старость как очередной этап

Учитель предлагает обсудить просмотренное видео.

Темы для обсуждения:

  • Что больше всего понравилось в видео, что запомнилось?
  • Что вы сможете сделать в 20 лет и чего уже не сможете в 70?
  • Возраст родителей и бабушек/дедушек.
  • Общаетесь ли с бабушками и дедушками?
  • Можете ли назвать бабушек и дедушек своими друзьями?
  • Что самое трудное в общении с бабушками и дедушками?

Учитель обсуждает с детьми значение старости как неизбежного процесса медленного угасания физиологических функций организма. Стоит обратить внимание, что при этом состоянии могут сохраняться умственные и физические силы, определенная работоспособность, общественная или социальная активность и интерес к окружающему миру. Старение проявляется общей слабостью, увеличением числа хронических заболеваний.

Практические упражнения для закрепления информации

10 минут
Имитация возраста.
Групповое обсуждение: как определить, что необходима помощь и что можно сделать.
Инсценировка сцен из жизни по заданной теме.

Учитель предлагает ученикам поучаствовать в эксперименте. Несколько добровольцев должны будут на время перевоплотиться в пожилых людей.

Подготовительный этап: дети надевают наушники, после этого связывают ноги на высоте коленей веревкой, надевают очки и садовые перчатки.

Задачи для выполнения:

  • написать список покупок;
  • пройти по помещению;
  • поговорить с другом, обсудить любую тему.

После завершения следует обсудить с участниками эксперимента:

  1. Как себя ощущали в процессе выполнения заданий?
  2. Что чувствовали, когда понимали, что не можете выполнить желаемое действие? Как вы обычно себя ведете, когда что-то не получается? Вспомните, как себя ведет пожилой человек, когда терпит неудачу.
  3. Что могло помочь в выполнении поставленных задач? Необходима ли была сторонняя помощь?

К обсуждению второго и третьего вопросов необходимо подключить весь класс.

Варианты ответов учитель записывает на доске или флипчарте.

Учитель обсуждает с детьми, что пожилые люди нуждаются в помощи. Как мы могли заметить, многие простейшие действия с возрастом становятся невыполнимыми и труднодоступными.

Групповая работа

Часто дети испытывают неловкость в простом общении с пожилыми людьми. Данное упражнение направлено на зарождение простого импульса для начала взаимодействия и оказания посильной помощи.

Учитель предлагает детям разбиться по группам (объединить две парты в одну команду). Каждой группе предлагается ситуация, затруднительная для пожилого человека, но достаточно простая для участников занятия. В случайном порядке учитель раздает карточки, на которых описываются обстоятельства предлагаемого события.

Цель: найти решение проблемы. Несколько желающих показывают инсценировку ситуации и ее возможное разрешение. Обязательно необходимо хотя бы проговорить действия с классом.

Темы:

  1. Дедушка поднимает по лестнице тяжелую тележку.
  2. Бабушка потерянно ходит по улице и старается разглядеть названия.
  3. Дедушка одиноко сидит на лавочке, понурив голову, он явно чем-то расстроен.
  4. Бабушка долго считает деньги на кассе.
  5. Дедушка замешкался на пешеходном переходе.
  6. Бабушка с тяжелой сумкой заходит в общественный транспорт.
  7. Дедушка не слышит, как у него звонит телефон в кармане.

Анонс проектного домашнего задания

5 минут
Отображение этапов взросления любым из предложенных способов: коллаж/презентация/картина/танец/песня.

Учитель предлагает детям подумать на тему взросления и создать (на выбор):

  • Коллаж с фотографиями (на листе ватмана) – своих родителей или дедушек\бабушек в разном возрасте.
  • Презентация фотографий – демонстрация фотографий родственника в разном возрасте и краткое описание жизни (написать).
  • Нарисовать рисунок, на котором будет изображен процесс взросления и старения. Это может быть беспредметный или абстрактный рисунок.

Допускается выполнения этого задания группой учеников.