СТАРОСТЬ, СТАРЕНИЕ И ЭМПАТИЯ

Курс об особенностях старения и взаимодействии поколений
Задачи курса
  1. Сформировать навык понимания пожилых людей, видеть их настроения, состояния;
  2. Сформировать навык уважительного общения с пожилыми людьми;
  3. Показать, что у старшего поколения возможности (физические и метальные), отличающиеся от возможностей других взрослых людей;
  4. Расширить знания учеников, а через них и взрослых, о таких понятиях, как «старость», «деменция».
Вводное занятие
Курс об особенностях старения и взаимодействии поколений

Для взрослых

  • 1. Старость и старение
    Как и почему это происходит?
  • 2. Психическое старение
    Что чувствуют стареющие люди?
  • 3. Что такое деменция?
    Как жить с ней, и рядом с ней?

Для детей

  • 1. Старость и старение
    От юности к старости. Возрастная периодизация. Старость как очередной этап жизни.
  • 2. Травмы у пожилых
    Повышенный травматизм у пожилых. Как и где это случается, чем они опасны и как предотвратить?
  • 3. Возрастные изменения
    Что чувствует стареющий человек, теряя возможность хорошо слышать/видеть/чувствовать и т.д.
  • 4. Страхи
    Одиночество и отверженность в жизни пенсионеров. А чего боятся в старости? Пенсия- это хорошо или плохо?
  • 5. Деменция
    Что такое деменция? Виды деменции и ее этапы. Как общаться с больным деменцией? И как можно им помочь.
  • 6. Поддержка
    Забота о пожилых людях. Поддержка в семье и не только. Как взаимодействовать с людьми старшего возраста.
  • 7. Праздник
    Как устроить праздник для пожилых? Посещение дома престарелых детьми. Составляем план и пишем сценарий.

Описание методики

Назначение

Методологическая разработка рассчитана на применение в общеобразовательных организациях различных специализаций, для работы с детьми разноуровневых возрастных групп и для различных задач воспитания и обучения.

Федеральные государственные требования (далее – ФГОС ОО) к структуре основной общеобразовательной программы указывают на необходимость учета всех компонентов образовательной деятельности: целей и задач, принципов, содержания, форм и методов, средств и обеспечения, объектов и субъектов, а также результатов, как структурно, так и содержательно.

Проблематика приобщения школьника к социальному миру всегда занимает одну из ведущих ролей в процессе формирования личности обучающегося. Социализация школьника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, умения осознавать самоценность собственной личности и личности других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, И. С. Кон и др.).

Почему это важно?

Население мира стареет, т. к. в связи с улучшением медико-санитарной помощи, жизнь людей стала дольше;

К 2015 году более 32% россиян будут в возрасте старше 65 лет.

У старшего поколения происходит инфляция знаний и навыков;

Деменция оказывает влияние не только на стареющего человека, но и на всю его семью: ответственность за недееспособного человека сочетается с экономическим, физическим, психологическим напряжением;

У старшего поколения происходит инфляция знаний и навыков;

Деменция оказывает влияние не только на стареющего человека, но и на всю его семью – ответственность за недееспособного человека сочетается с экономическим, физическим, психологическим напряжением;

Часто люди, осуществляющие уход или присмотр за людьми с деменцией, сами оказываются в группе риска, особенно учитывая психологическую нагрузку.

Компоненты программы

Компонент (от лат. componensсоставляющий) – составная часть, элемент чего-нибудь [1] . Мы выделяем семь групп компонентов:

Цель – отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся участники процесса.

Задачи – действия, которые необходимо предпринять для достижения цели.

Принципы – предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Методы – путь достижения (реализации) поставленных цели и задач.

Средство – предметная поддержка образовательного процесса.

Форма – способ существования образовательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством учеников, временем и местом занятий, структурой его осуществления и т.п.

Содержание – система практических компетенций, способов деятельности и мышления учеников, которыми им необходимо овладеть.

Результаты – конечные следствия образовательного процесса, степень реализации намеченной цели.

[1] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд. – М., Азбуковик, 1999. – 944 с.

Цель

Программа направлена на усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.

Целью программы является создание условий для последовательного формирования коммуникативных компетенций, необходимых для личностного развития учащихся, с последующим формированием позитивной социальной позиции на основе сотрудничества с разными возрастными группами людей, а также уважение, сопереживание по отношению к старшему поколению.

Курс преследует следующие цели в области устойчивого развития:

3. Хорошее здоровье, благополучие
4. Качественное образование
8. Достойная работа и экономический рост
10. Уменьшение неравенства
17. Партнерство в интересах устойчивого развития

Задачи

  1. Сформировать навык понимания пожилых людей, видеть их настроения, состояния;
  2. Сформировать навык уважительного общения с пожилыми людьми;
  3. Показать, что у старшего поколения есть возможности (физические и метальные), отличающиеся от возможностей других взрослых людей;
  4. Расширить знания учеников, а через них и взрослых, о таких понятиях, как «старость», «деменция».

В соответствии с требованиями ФГОС ОО, курс ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"):

  • любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Принципы построения образовательного процесса

Современные технологические образовательные модели выражают основные методологические принципы построения образовательного процесса – методологию гуманистического, развивающего, личностноориентированного направлений. До недавнего времени педагогика располагала только технологическими указаниями. Введение гуманистических технологий относится к 60-м годам XX века в связи с реформированием американского и западноевропейского образования.

Организация и методика обучения, как и формирование содержания образования, не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием закономерностей социального, психологического и педагогического характера, знание которых позволяет сформулировать организационно-методические принципы реализации образовательного процесса: преемственности, последовательности и систематичности; единства групповой и индивидуальной форм работы; соответствия возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; доступности при достаточном уровне трудности поставленных задач; наглядности; продуктивности и надежности.

Принцип развивающего образования. Принципом развивающего образования в образовательной организации является постоянное стимулирование развития ученика. Иными словами, через формирование различных компетенций (знания, умения, навыки) у школьников происходит развитие различных психических (мышление, память, внимание и др.), волевых и эмоциональных процессов.

Средство

Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, методические материалы, оборудование, специализированная мебель и т.д.

Форма

При реализации образовательной деятельности необходимо обратить внимание на формы ее проведения. Образовательная деятельность определяет использование бесед, экспериментов, проектной деятельности и направлена на поиск и нахождение ответов на различные вопросы учеником самостоятельно. Педагог должен заинтересовать, привлечь внимание, подвести к нахождению правильного решения.

Содержание

Описание занятий, тематическое планирование.

Результат

Тестирование.

После реализации программы ученики школьного возраста будут знать:

• названия и значения терминов, характерных для категории лиц с деменцией;
• признаки деменции;
• способы корректного выражения эмоций и чувств, способы налаживания сотрудничества с людьми, подверженных деменции.

Дети будут уметь:

• понимать людей с деменцией;
• контактируя с больным, выражать свои чувства без агрессии;
• понимать возможные причины чувств, состояний и потребностей других людей;
• слушать и слышать друг друга, доброжелательно и эффективно взаимодействовать с пожилым человеком;
• сопереживать.

У детей будут сформированы навыки культуры общения:

• понимание, уважение и принятие других людей;
• согласование собственных интересов с интересами других людей;
• конструктивное поведение в сложных ситуациях.