СТАРОСТЬ, СТАРЕНИЕ И ЭМПАТИЯ

Курс об особенностях старения и взаимодействии поколений
Задачи курса
  1. Сформировать навык понимания пожилых людей, видеть их настроения, состояния;
  2. Сформировать навык уважительного общения с пожилыми людьми;
  3. Показать, что у старшего поколения возможности (физические и метальные), отличающиеся от возможностей других взрослых людей;
  4. Расширить знания учеников, а через них и взрослых, о таких понятиях, как «старость», «деменция».
Вводное занятие
Курс об особенностях старения и взаимодействии поколений

Для детей

Рекомендуемые к просмотру фильмы
  1. Отель «Мэриголд». Лучший из экзотических – х/ф, драма/комедийная драма, 2011 г.
  2. Пока не сыграл в ящик – х/ф, драма/комедийная драма, 2007 г.
  3. Последний шанс Харви – х/ф, драма/независимое кино, 2009 г.
  4. Вверх – м/ф, драма/фэнтези, 2009 г.
  5. Все ещё Элис – х/ф, драма, 2014 г.
  6. Стажёр – х/ф, драма/комедийная драма, 2015 г.
  7. Морщинки – м/ф, драма/комедия, 2011 г.
  8. Квартет – х/ф, драма/комедия, 2012 г.
  9. Простые истины – х/ф, драма/комедия, 2013 г.
  10. Мёд в голове — х/ф, фильм драма, комедия, приключения, 2014 г.
Список использованной литературы, используемой для разработки и написания курса
  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов — М.: Юрайт, 2012.
  2. Артемьев Д. В. Старение и нейродегенеративные расстройства: когнитивные и двигательные нарушения в пожилом возрасте / Д. В. Артемьев, В. В. Захаров, О. С. Левин, И. С. Преображенская, Н. Н. Яхно; под ред. члена корр. РАМН Н. Н. Яхно. — М.: 2005.
  3. Биологические и социальные основы физической культуры: пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов всех специальностей / сост. В. А.Пасиченко, Д. Н.Давиденко. — Минск: БГТУ, 2007.
  4. Вестник Алтайской академии экономики и права. № 5 — 2018.
  5. Всемирная Организация Здравоохранения «Деменция: приоритет общественного здравоохранения» — 2013.
  6. Всемирная Организация Здравоохранения «Проект 1. Глобальная стратегия и план действий по вопросам старения и здоровья», август–октябрь — 2015.
  7. Герасимова Н. В. Социальная адаптация пожилых людей к современной ситуации / Автореферат диссертации канд. социол. наук — Саранск, 2001.
  8. Дасс Р. Все еще здесь. Приятие перемен, старения и смерти — Киев: София, 2006.
  9. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учебное пособие для вузов и ссузов — Ростов н /Д: Феникс, 2010.
  10. Ермолаева М. В. Практическая психология старости — М.: ЭКСМО – Пресс, 2009.
  11. Ермолаева М. В. Психология зрелого и позднего возрастов — Москва: Воронеж, 2008.
  12. Князева В. В. Педагогика — М.: Вузовская книга, 2016.
  13. Королькова Т. Н. Современные теории старения человека // Вестник дерматологии и венерологии № 5 — 2001.
  14. Корсакова Н. К., Рощина И. Ф. Когнитивные функции при нормальном старении и при болезни Альцгеймера // Нейродегенеративные заболевания. Фундаментальные и прикладные аспекты / под ред. академика М. В. Угрюмова. — М.: 2010.
  15. Краснова О. В., Лидерс А. Г. Психология старости и старения: Хрестоматия / О. В.Краснова, А. Г. Лидерс — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  16. Обучение навыкам ухода: Учебное пособие для слушателей. — Екатеринбург: 2011.
  17. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. Н. Реана — СПб: прайм-Еврознак, 2001.
  18. Рипа М. Д., Кулькова, И. В. Кинезотерапия. Культура двигательной активности: учебное пособие — М.: КноРус, 2011.
  19. Сборник кейсов по пожилым людям / редактор сборника: Беспрозванная Полина — СПб: Благотворительный фонд «Ладога», 2013.
  20. Сборник статей, лекций, методических и аналитических материалов «Добровольцы — старшему поколению» / Т. 1: Социальная добровольческая помощь и услуги людям старшего поколения / Под общ. ред. В. А.Лукьянова и С. Р. Михайловой. — СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2015.
  21. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека — М.: «Школьная пресса», 2000.
  22. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения — СПб.: Питер, 2010.
  23. Цутевелль-Моррис С. Дождь из шоколада — 2013.
  24. Чухловина М. Л. Деменция. Диагностика и лечение — СПб: Питер, 2010.

Электронные ресурсы:

  1. Сайт Всемирной Организации Здравоохранения. URL: www.who.int
  2. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

Описание методики

Назначение

Методологическая разработка рассчитана на применение в общеобразовательных организациях различных специализаций, для работы с детьми разноуровневых возрастных групп и для различных задач воспитания и обучения.

Федеральные государственные требования (далее – ФГОС ОО) к структуре основной общеобразовательной программы указывают на необходимость учета всех компонентов образовательной деятельности: целей и задач, принципов, содержания, форм и методов, средств и обеспечения, объектов и субъектов, а также результатов, как структурно, так и содержательно.

Проблематика приобщения школьника к социальному миру всегда занимает одну из ведущих ролей в процессе формирования личности обучающегося. Социализация школьника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, умения осознавать самоценность собственной личности и личности других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, И. С. Кон и др.).

Почему это важно?

Население мира стареет, т. к. в связи с улучшением медико-санитарной помощи, жизнь людей стала дольше;

К 2015 году более 32% россиян будут в возрасте старше 65 лет.

У старшего поколения происходит инфляция знаний и навыков;

Деменция оказывает влияние не только на стареющего человека, но и на всю его семью: ответственность за недееспособного человека сочетается с экономическим, физическим, психологическим напряжением;

У старшего поколения происходит инфляция знаний и навыков;

Деменция оказывает влияние не только на стареющего человека, но и на всю его семью – ответственность за недееспособного человека сочетается с экономическим, физическим, психологическим напряжением;

Часто люди, осуществляющие уход или присмотр за людьми с деменцией, сами оказываются в группе риска, особенно учитывая психологическую нагрузку.

Компоненты программы

Компонент (от лат. componensсоставляющий) – составная часть, элемент чего-нибудь [1] . Мы выделяем семь групп компонентов:

Цель – отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся участники процесса.

Задачи – действия, которые необходимо предпринять для достижения цели.

Принципы – предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Методы – путь достижения (реализации) поставленных цели и задач.

Средство – предметная поддержка образовательного процесса.

Форма – способ существования образовательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством учеников, временем и местом занятий, структурой его осуществления и т.п.

Содержание – система практических компетенций, способов деятельности и мышления учеников, которыми им необходимо овладеть.

Результаты – конечные следствия образовательного процесса, степень реализации намеченной цели.

[1] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд. – М., Азбуковик, 1999. – 944 с.

Цель

Программа направлена на усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.

Целью программы является создание условий для последовательного формирования коммуникативных компетенций, необходимых для личностного развития учащихся, с последующим формированием позитивной социальной позиции на основе сотрудничества с разными возрастными группами людей, а также уважение, сопереживание по отношению к старшему поколению.

Курс преследует следующие цели в области устойчивого развития:

3. Хорошее здоровье, благополучие
4. Качественное образование
8. Достойная работа и экономический рост
10. Уменьшение неравенства
17. Партнерство в интересах устойчивого развития

Задачи

  1. Сформировать навык понимания пожилых людей, видеть их настроения, состояния;
  2. Сформировать навык уважительного общения с пожилыми людьми;
  3. Показать, что у старшего поколения есть возможности (физические и метальные), отличающиеся от возможностей других взрослых людей;
  4. Расширить знания учеников, а через них и взрослых, о таких понятиях, как «старость», «деменция».

В соответствии с требованиями ФГОС ОО, курс ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"):

  • любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Принципы построения образовательного процесса

Современные технологические образовательные модели выражают основные методологические принципы построения образовательного процесса – методологию гуманистического, развивающего, личностноориентированного направлений. До недавнего времени педагогика располагала только технологическими указаниями. Введение гуманистических технологий относится к 60-м годам XX века в связи с реформированием американского и западноевропейского образования.

Организация и методика обучения, как и формирование содержания образования, не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием закономерностей социального, психологического и педагогического характера, знание которых позволяет сформулировать организационно-методические принципы реализации образовательного процесса: преемственности, последовательности и систематичности; единства групповой и индивидуальной форм работы; соответствия возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; доступности при достаточном уровне трудности поставленных задач; наглядности; продуктивности и надежности.

Принцип развивающего образования. Принципом развивающего образования в образовательной организации является постоянное стимулирование развития ученика. Иными словами, через формирование различных компетенций (знания, умения, навыки) у школьников происходит развитие различных психических (мышление, память, внимание и др.), волевых и эмоциональных процессов.

Средство

Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, методические материалы, оборудование, специализированная мебель и т.д.

Форма

При реализации образовательной деятельности необходимо обратить внимание на формы ее проведения. Образовательная деятельность определяет использование бесед, экспериментов, проектной деятельности и направлена на поиск и нахождение ответов на различные вопросы учеником самостоятельно. Педагог должен заинтересовать, привлечь внимание, подвести к нахождению правильного решения.

Содержание

Описание занятий, тематическое планирование.

Результат

Тестирование.

После реализации программы ученики школьного возраста будут знать:

• названия и значения терминов, характерных для категории лиц с деменцией;
• признаки деменции;
• способы корректного выражения эмоций и чувств, способы налаживания сотрудничества с людьми, подверженных деменции.

Дети будут уметь:

• понимать людей с деменцией;
• контактируя с больным, выражать свои чувства без агрессии;
• понимать возможные причины чувств, состояний и потребностей других людей;
• слушать и слышать друг друга, доброжелательно и эффективно взаимодействовать с пожилым человеком;
• сопереживать.

У детей будут сформированы навыки культуры общения:

• понимание, уважение и принятие других людей;
• согласование собственных интересов с интересами других людей;
• конструктивное поведение в сложных ситуациях.